ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СУФИЗМА
Оқып, таң қалып, сіздерді де оқысын деп шығарып отырған жәйім…
_________________
Опубликовано:
07.08.11 08:49
ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СУФИЗМА
Выехали мы из Москвы и мои компаньёны попросили меня свернуть с дороги и заехать по дороге кое-куда. В общем, приехали мы на чью-то могилу. Я спросил у попутчика, кто тут мол похоронен. Он ответил: Тут покоится «Қасиетті Қотақ-ата». Моему удивлению не было предела. Да-да. Казахоязычный читатель понял предмет моего изумления. Это имя покойного.
Преамбула. Вы все частенько сталкивались с суфийской языческой традицией, которая практикуется у казахов как поклонение могилам, деревьям и т.п. Хотя довольно сложно понять логику поклоняющегося могиле, но в принципе можно это объяснить это тем, что язычник просит не у самой могилы, а у тела мёртвого человека лежащего под толщей земли.
Чаще обряд поклонения происходит во время дальней междугородней поездки, если могила находится на пути следования язычника. Машина останавливается у могилы, люди выходят из машины и подходят к могильному холмику или к мавзолею. Остановка у «святой» могилы и прекращение вождения автомобиля для язычника является неукоснительным законом, ибо по их представлению в случае несоблюдения этого закона могут произойти ужасные аварии и бедствия. Там усаживаются почему-то на корточки, потому что по языческому обряду запрещено поклоняться мертвецу в стоячем положении. В общем, все садятся на корточки в кружок вокруг могилы, и кто-то главный начинает читать молитву.
Я неоднократно бывал свидетелем таких поклонений. В основном, читают суры из Корана, но бывает так, что читают какой-нибудь речитатив. И обязательно этот речитатив должен совпадать по рифме и стихосложению. Читают скороговоркой и обращение в этой речёвке к телу того, кто покоится в могиле. После речёвки, произносятся сама просьба к могиле и просьбы, в основном, сводятся к безопасной дороге, здоровой жизни, счастью и другим вполне земным вещам.
Я говорю, что обращаются к могиле потому, что для меня как у взрослого и современного человека, разложившийся труп неизвестного для меня человека не представляется как объект для просьб, потому что личности самой как разумного существа нет физически и следовательно, я автоматически мыслю, что эти язычники обращаются к могиле потому, что видимая часть поклонения — это сама могила даже если и она не обладает разумом. Хотя вспоминая своё пионерскоё прошлое, мне приходит на память моё посещение мавзолея В.И. Ленина, когда у мумии вождя коммунизма произносятся клятвы и люди обращаются к Ленину с просьбами. Возможно, язычники переняли опыт коммунистов и метафизически переместили поклонение с Ленина на своих, «местных» мертвецов.
Затем все гладят свои лица ладонями, подходят к могиле и вытирают поверхность камня. Некоторые повязывают платок на могилу, а некоторые оставляют там деньги. Мне довольно сложно было понять, зачем мертвецу нужны этот платок и деньги. Хотя кто этих язычников разберёт, возможно они считают, что умерший возьмёт это барахло в могилу и будет вытираться после того как потратит их деньги?:- )))
Это лишнее подтверждение того что казахстанский тенге — это валюта имеющая свободную конвертацию даже в загробном мире:-)) )
Вероятно, это отголосок древних обычаев диких языческих народов, когда в могилу вместе с умершим клали утварь, домашних животных и членов семьи для того чтоб мертвец пользовался этим в загробном мире. Ладно вернёмся к обряду: после того как деньги и платочки прикреплены к своим местам на могиле, язычники со скорбными лицами, но с удовлетворением в глазах уходят обратно в свои машины и следуют своим путём. Иногда во время путешествия, язычники останавливаются у родников или пещер возле какого нибудь большого дерева. Все подходят к роднику, пьют из него, а после этого повязывают белую ленточку на ветку дерева. Я часто интересовался смыслом этого действа и искренне подразумевал под этим какой-нибудь, так сказать «экологический» смысл. Ну, думал раз метят это дерево белыми ленточками, то якобы дают знать другим людям, чтоб они относились бережно к природе и не ломали деревья. Но действительность шокировала меня. Оказывается эти деревья с белыми ленточками считаются якобы святыми и могут тоже карать неугодных им лиц. Прямо как у тех дикарей из фильма Кэмерона «Аватар», где есть священное дерево Эйва.
В общем преамбула кончилась и начну амбулу — )))
Довелось мне как-то совершить деловую поездку в Москву. Уладил я там все дела, встретился с деловыми партнёрами и все мы должны были поехать дальше на авто в Санкт-Петербург. Ребята сопровождавшие меня в этой поездке были этнические казахи из России и прекрасно знали эту дорогу. Выехали мы из Москвы и проехав минут сорок или больше, мои компаньёны попросили меня свернуть с дороги и заехать по дороге кое-куда. Я не стал спрашивать подробности, так как тому кто за рулём виднее что там необходимо для нас. В общем приехали мы как оказывается на чью-то могилу. Ну, думаю у кого-то родственник тут похоронен и наверное заехали поухаживать за могилой. Я из уважения тоже вышел из автомобиля и подошёл к могильному мазару. Мазар был очень старый и довольно обветшалый, то есть требовал основательного евроремонта. Я спросил у попутчика, кто тут мол похоронен. Его ответ изумил меня до глубины души. Он ответил: Тут покоится «Қасиетті Қотақ-ата». Я переспросил опять, так как подумал, что ослышался. Ответ был тот же. Моему удивлению не было предела. Да-да. Казахоязычный читатель понял предмет моего изумления. Это имя покойного. Я с трудом сдержал смех и начал интересоваться, кто этот покойный и почему мы остановились. Мои компаньоны совершили вышеописанный обряд во всех подробностях, а затем рассказали, что этот «Қасиетті Қотақ-ата» был великим батыром и сражался против Наполеона в 1812 году и сложил голову в каком-то бою с французами под Москвой. У местных российских казахов этот батыр почитается как великий святой к могиле которого совершают паломничество во время путешествий. Мне рассказали много историй про славные подвиги этого батыра и хвастались его «святой силой» и тем, что в Казахстане таких «святых батыров» нет или если даже и есть, то не с такой «святой силой». Мне стало обидно за наших местных казахских «святых» батыров и я начал рассказывать про чудесные «святые силы» Бекет-ата и Ходжа Ахмета Яссави. Но мои доводы и рассказы не поимели должного действия на моих компаньёнов. Не найдя ничего, чтоб добавить к этому бесполезному точки зрения здравомыслящего современного человека я спросил у них: Если этот «Қасиетті Қотақ-ата» славен тем, что воевал против Наполеона и его «святая сила» набрана этими заслугами, то почему бы нам не заехать на могилу к главным батырам той войны, а именно к могиле Кутузова? Ведь Кутузов как батыр был покруче вашего «Қасиетті Қотақ-ата» и «святой силы» у него явно больше… Моим оппонентам было нечего ответить долгое время, но наш водитель всё-таки меня победил своей логикой. Он сказал буквально следующее: «Каждый святой батыр может помочь только своим сородичам. Нам казахам может помочь только наш казах «Қасиетті Қотақ-ата», а русский Кутузов не может. Ведь он же не казахский, а русский батыр и помогает только русским людям...»
Источник – Рух.кз
____________________Бұл тек мақала осыған Комент жазыпты біреу_________
Пользователь:
rmakajanov157@gmail.com
Мой брат Каламбек, очень религиозный и богобоязненный человек. Занимается животноводством, разводит овец, коров и продаёт их по осени. Семья, дети. Всё в общем благополучно.Я расскажу вам несколько историй в которых мой брат Каламбек попадал впросак. Это предупреждение другим религиозно-наивным казахам чтоб они не наступили на те же грабли что и мой легковерный брат.
Одно время, мой брат помогал одному знакомому мулле из Атырауской области по различным вопросам.(Имя этого муллы по этическим соображениям я называть не хочу.) То продукты привезёт, то кондиционеры установит в мечети,. Попросил его как-то раз этот мулла сопроводить паломников на могилу одного человека. Мой брат естественно согласился и организовал за свой счёт как полагается транспорт, продукты. Паломники или вернее паломницы так как он сопровождал 6 женщин в возрасте от 25 до 40 лет, ехали в Аккистауский район. Выехали к обеду и ближе к вечеру благополучно добрались до места. Оказалось что они приехали на могилу Зихетдин-ата. По атыраускому поверью, жертвоприношение, молитвы и ночь проведённая в могиле Зихетдин-ата оказывали священное воздействие на паломниц. Как потом узнал Каламбек, эти паломницы были или бесплодными или просто не могли забеременеть от своих мужей. Поэтому они ехали на могилу Зихетдин-ата чтоб дух этого покойника подарил им ребёнка. Встретил их мужчина средних лет по имени Уахидхан. Он оказался внуком усопшего Зихетдин-ата и содержал этот погост. Он же являлся и тем самым «шыракшы» кто совершал необходимые обряды. Вечер прошёл в молитвах усопшему Зихетдин-ата и жертвоприношениях. Было зарезано 6 баранов и прочитано много молитв. На той могиле построено небольшое строение, где паломницы могли переночевать и совершить необходимые обряды.Все обряды проходили в комнате где было само захоронение. Прямо посередине этой комнаты находился могильный холм, покрытый белой простынёй. Вокруг были установлены скамьи для паломниц… Ближе к ночи мой брат и все паломницы погрузились в долгожданный сон так как дорога из Атырау до могилы порядком измучила их. Среди ночи он проснулся он непонятных и тревожных звуков. В соседней комнате где находилась собственно сама могила, раздавались глухие стенания и плачи. Некоторое время мой брат в ужасе лежал отвернувшись к стене, не смея открыть глаза. Мурашки забегали по его телу и волосы на голове зашевелились от услышанного… Через некоторое время он услышал как протяжно заскрипев открылась дверь из могильной комнаты…
Приоткрыв глаза он увидел как в комнату где они все спали, из могильной комнаты вошёл человек во всём белом. В руках у него был посох… Ужасу Каламбека не было предела… Его колотило от сверхестественного страха…
Человек медленно подошёл к спящей паломнице и дотронулся до неё своим посохом. Та открыла глаза и вскрикнула от испуга. Человек велел ей следовать за ним и удалился обратно в могильную комнату… Через некоторое время оттуда вновь начали раздаваться истошные вопли и вскрикивания… Любопытство Каламбека пересилило его священный страх и он медленно подошёл к двери…
Тихонько приоткрыв дверь он заглянул в щель и его изумлению от увиденной картины не было предела… Посередине комнаты, прямо на могильном холме он увидел красивое белоснежное тело той паломницы. Она лежела на могильном холме и неистово стонала… Её большие и сочные груди вздрагивали в такт её телодвижениям. Её ноги были широко раздвинуты, и были закинуты на плечи человека в белом. Этот мужчина, сильными и мощными толчками входил в её лоно. Она громко стонала и кричала. Рядом на скамье лежала обняв свои ноги и свернувшись клубочком другая женщина. Эта паломница была тоже обнажена и уже спала… Через некоторое время всё было закончено и человек в белом присел на скамью… Когда он обернулся к двери, Каламбек увидел что это был внук покойника Уахидхан… Тяжело дыша, Уахидхан лег на скамью и захрапел…
Тихо ступая, стараясь никого не разбудить, Каламбек прошёл на своё место и лёг спать… Его удивленью и шоку не было предела… До утра, 4 из 6 паломниц по очереди заходили в могильную комнату Зихетдин-ата и все разы их затворничество сопровождалось стонами и криками… Утром позавтракав, все паломницы и мой брат выехали обратно в Атырау… Всю дорогу он молчал, размышляя об увиденном… Глаза 4 паломниц светились от счастья… Они были уверены что наконец-то они забеременеют, так как были уверены что провели ночь с самим святым покойником Зихетдин-ата. Оказывается, этот мерзавец Уахидхан представлялся как дух покойного Зихетдин-ата и оплодотворял паломниц… Что интересно, семя своё он дарил молодым и красивым…
Мой совет мужчинам: если ваши жёны не могут забеременеть, то не пускайте их совершать паломничество на могилу. Используйте средства современной медицины и науки… Удачи и дай вам Бог потомства!
_________________
Опубликовано:
07.08.11 08:49
ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СУФИЗМА
Выехали мы из Москвы и мои компаньёны попросили меня свернуть с дороги и заехать по дороге кое-куда. В общем, приехали мы на чью-то могилу. Я спросил у попутчика, кто тут мол похоронен. Он ответил: Тут покоится «Қасиетті Қотақ-ата». Моему удивлению не было предела. Да-да. Казахоязычный читатель понял предмет моего изумления. Это имя покойного.
Преамбула. Вы все частенько сталкивались с суфийской языческой традицией, которая практикуется у казахов как поклонение могилам, деревьям и т.п. Хотя довольно сложно понять логику поклоняющегося могиле, но в принципе можно это объяснить это тем, что язычник просит не у самой могилы, а у тела мёртвого человека лежащего под толщей земли.
Чаще обряд поклонения происходит во время дальней междугородней поездки, если могила находится на пути следования язычника. Машина останавливается у могилы, люди выходят из машины и подходят к могильному холмику или к мавзолею. Остановка у «святой» могилы и прекращение вождения автомобиля для язычника является неукоснительным законом, ибо по их представлению в случае несоблюдения этого закона могут произойти ужасные аварии и бедствия. Там усаживаются почему-то на корточки, потому что по языческому обряду запрещено поклоняться мертвецу в стоячем положении. В общем, все садятся на корточки в кружок вокруг могилы, и кто-то главный начинает читать молитву.
Я неоднократно бывал свидетелем таких поклонений. В основном, читают суры из Корана, но бывает так, что читают какой-нибудь речитатив. И обязательно этот речитатив должен совпадать по рифме и стихосложению. Читают скороговоркой и обращение в этой речёвке к телу того, кто покоится в могиле. После речёвки, произносятся сама просьба к могиле и просьбы, в основном, сводятся к безопасной дороге, здоровой жизни, счастью и другим вполне земным вещам.
Я говорю, что обращаются к могиле потому, что для меня как у взрослого и современного человека, разложившийся труп неизвестного для меня человека не представляется как объект для просьб, потому что личности самой как разумного существа нет физически и следовательно, я автоматически мыслю, что эти язычники обращаются к могиле потому, что видимая часть поклонения — это сама могила даже если и она не обладает разумом. Хотя вспоминая своё пионерскоё прошлое, мне приходит на память моё посещение мавзолея В.И. Ленина, когда у мумии вождя коммунизма произносятся клятвы и люди обращаются к Ленину с просьбами. Возможно, язычники переняли опыт коммунистов и метафизически переместили поклонение с Ленина на своих, «местных» мертвецов.
Затем все гладят свои лица ладонями, подходят к могиле и вытирают поверхность камня. Некоторые повязывают платок на могилу, а некоторые оставляют там деньги. Мне довольно сложно было понять, зачем мертвецу нужны этот платок и деньги. Хотя кто этих язычников разберёт, возможно они считают, что умерший возьмёт это барахло в могилу и будет вытираться после того как потратит их деньги?:- )))
Это лишнее подтверждение того что казахстанский тенге — это валюта имеющая свободную конвертацию даже в загробном мире:-)) )
Вероятно, это отголосок древних обычаев диких языческих народов, когда в могилу вместе с умершим клали утварь, домашних животных и членов семьи для того чтоб мертвец пользовался этим в загробном мире. Ладно вернёмся к обряду: после того как деньги и платочки прикреплены к своим местам на могиле, язычники со скорбными лицами, но с удовлетворением в глазах уходят обратно в свои машины и следуют своим путём. Иногда во время путешествия, язычники останавливаются у родников или пещер возле какого нибудь большого дерева. Все подходят к роднику, пьют из него, а после этого повязывают белую ленточку на ветку дерева. Я часто интересовался смыслом этого действа и искренне подразумевал под этим какой-нибудь, так сказать «экологический» смысл. Ну, думал раз метят это дерево белыми ленточками, то якобы дают знать другим людям, чтоб они относились бережно к природе и не ломали деревья. Но действительность шокировала меня. Оказывается эти деревья с белыми ленточками считаются якобы святыми и могут тоже карать неугодных им лиц. Прямо как у тех дикарей из фильма Кэмерона «Аватар», где есть священное дерево Эйва.
В общем преамбула кончилась и начну амбулу — )))
Довелось мне как-то совершить деловую поездку в Москву. Уладил я там все дела, встретился с деловыми партнёрами и все мы должны были поехать дальше на авто в Санкт-Петербург. Ребята сопровождавшие меня в этой поездке были этнические казахи из России и прекрасно знали эту дорогу. Выехали мы из Москвы и проехав минут сорок или больше, мои компаньёны попросили меня свернуть с дороги и заехать по дороге кое-куда. Я не стал спрашивать подробности, так как тому кто за рулём виднее что там необходимо для нас. В общем приехали мы как оказывается на чью-то могилу. Ну, думаю у кого-то родственник тут похоронен и наверное заехали поухаживать за могилой. Я из уважения тоже вышел из автомобиля и подошёл к могильному мазару. Мазар был очень старый и довольно обветшалый, то есть требовал основательного евроремонта. Я спросил у попутчика, кто тут мол похоронен. Его ответ изумил меня до глубины души. Он ответил: Тут покоится «Қасиетті Қотақ-ата». Я переспросил опять, так как подумал, что ослышался. Ответ был тот же. Моему удивлению не было предела. Да-да. Казахоязычный читатель понял предмет моего изумления. Это имя покойного. Я с трудом сдержал смех и начал интересоваться, кто этот покойный и почему мы остановились. Мои компаньоны совершили вышеописанный обряд во всех подробностях, а затем рассказали, что этот «Қасиетті Қотақ-ата» был великим батыром и сражался против Наполеона в 1812 году и сложил голову в каком-то бою с французами под Москвой. У местных российских казахов этот батыр почитается как великий святой к могиле которого совершают паломничество во время путешествий. Мне рассказали много историй про славные подвиги этого батыра и хвастались его «святой силой» и тем, что в Казахстане таких «святых батыров» нет или если даже и есть, то не с такой «святой силой». Мне стало обидно за наших местных казахских «святых» батыров и я начал рассказывать про чудесные «святые силы» Бекет-ата и Ходжа Ахмета Яссави. Но мои доводы и рассказы не поимели должного действия на моих компаньёнов. Не найдя ничего, чтоб добавить к этому бесполезному точки зрения здравомыслящего современного человека я спросил у них: Если этот «Қасиетті Қотақ-ата» славен тем, что воевал против Наполеона и его «святая сила» набрана этими заслугами, то почему бы нам не заехать на могилу к главным батырам той войны, а именно к могиле Кутузова? Ведь Кутузов как батыр был покруче вашего «Қасиетті Қотақ-ата» и «святой силы» у него явно больше… Моим оппонентам было нечего ответить долгое время, но наш водитель всё-таки меня победил своей логикой. Он сказал буквально следующее: «Каждый святой батыр может помочь только своим сородичам. Нам казахам может помочь только наш казах «Қасиетті Қотақ-ата», а русский Кутузов не может. Ведь он же не казахский, а русский батыр и помогает только русским людям...»
Источник – Рух.кз
____________________Бұл тек мақала осыған Комент жазыпты біреу_________
Пользователь:
rmakajanov157@gmail.com
Мой брат Каламбек, очень религиозный и богобоязненный человек. Занимается животноводством, разводит овец, коров и продаёт их по осени. Семья, дети. Всё в общем благополучно.Я расскажу вам несколько историй в которых мой брат Каламбек попадал впросак. Это предупреждение другим религиозно-наивным казахам чтоб они не наступили на те же грабли что и мой легковерный брат.
Одно время, мой брат помогал одному знакомому мулле из Атырауской области по различным вопросам.(Имя этого муллы по этическим соображениям я называть не хочу.) То продукты привезёт, то кондиционеры установит в мечети,. Попросил его как-то раз этот мулла сопроводить паломников на могилу одного человека. Мой брат естественно согласился и организовал за свой счёт как полагается транспорт, продукты. Паломники или вернее паломницы так как он сопровождал 6 женщин в возрасте от 25 до 40 лет, ехали в Аккистауский район. Выехали к обеду и ближе к вечеру благополучно добрались до места. Оказалось что они приехали на могилу Зихетдин-ата. По атыраускому поверью, жертвоприношение, молитвы и ночь проведённая в могиле Зихетдин-ата оказывали священное воздействие на паломниц. Как потом узнал Каламбек, эти паломницы были или бесплодными или просто не могли забеременеть от своих мужей. Поэтому они ехали на могилу Зихетдин-ата чтоб дух этого покойника подарил им ребёнка. Встретил их мужчина средних лет по имени Уахидхан. Он оказался внуком усопшего Зихетдин-ата и содержал этот погост. Он же являлся и тем самым «шыракшы» кто совершал необходимые обряды. Вечер прошёл в молитвах усопшему Зихетдин-ата и жертвоприношениях. Было зарезано 6 баранов и прочитано много молитв. На той могиле построено небольшое строение, где паломницы могли переночевать и совершить необходимые обряды.Все обряды проходили в комнате где было само захоронение. Прямо посередине этой комнаты находился могильный холм, покрытый белой простынёй. Вокруг были установлены скамьи для паломниц… Ближе к ночи мой брат и все паломницы погрузились в долгожданный сон так как дорога из Атырау до могилы порядком измучила их. Среди ночи он проснулся он непонятных и тревожных звуков. В соседней комнате где находилась собственно сама могила, раздавались глухие стенания и плачи. Некоторое время мой брат в ужасе лежал отвернувшись к стене, не смея открыть глаза. Мурашки забегали по его телу и волосы на голове зашевелились от услышанного… Через некоторое время он услышал как протяжно заскрипев открылась дверь из могильной комнаты…
Приоткрыв глаза он увидел как в комнату где они все спали, из могильной комнаты вошёл человек во всём белом. В руках у него был посох… Ужасу Каламбека не было предела… Его колотило от сверхестественного страха…
Человек медленно подошёл к спящей паломнице и дотронулся до неё своим посохом. Та открыла глаза и вскрикнула от испуга. Человек велел ей следовать за ним и удалился обратно в могильную комнату… Через некоторое время оттуда вновь начали раздаваться истошные вопли и вскрикивания… Любопытство Каламбека пересилило его священный страх и он медленно подошёл к двери…
Тихонько приоткрыв дверь он заглянул в щель и его изумлению от увиденной картины не было предела… Посередине комнаты, прямо на могильном холме он увидел красивое белоснежное тело той паломницы. Она лежела на могильном холме и неистово стонала… Её большие и сочные груди вздрагивали в такт её телодвижениям. Её ноги были широко раздвинуты, и были закинуты на плечи человека в белом. Этот мужчина, сильными и мощными толчками входил в её лоно. Она громко стонала и кричала. Рядом на скамье лежала обняв свои ноги и свернувшись клубочком другая женщина. Эта паломница была тоже обнажена и уже спала… Через некоторое время всё было закончено и человек в белом присел на скамью… Когда он обернулся к двери, Каламбек увидел что это был внук покойника Уахидхан… Тяжело дыша, Уахидхан лег на скамью и захрапел…
Тихо ступая, стараясь никого не разбудить, Каламбек прошёл на своё место и лёг спать… Его удивленью и шоку не было предела… До утра, 4 из 6 паломниц по очереди заходили в могильную комнату Зихетдин-ата и все разы их затворничество сопровождалось стонами и криками… Утром позавтракав, все паломницы и мой брат выехали обратно в Атырау… Всю дорогу он молчал, размышляя об увиденном… Глаза 4 паломниц светились от счастья… Они были уверены что наконец-то они забеременеют, так как были уверены что провели ночь с самим святым покойником Зихетдин-ата. Оказывается, этот мерзавец Уахидхан представлялся как дух покойного Зихетдин-ата и оплодотворял паломниц… Что интересно, семя своё он дарил молодым и красивым…
Мой совет мужчинам: если ваши жёны не могут забеременеть, то не пускайте их совершать паломничество на могилу. Используйте средства современной медицины и науки… Удачи и дай вам Бог потомства!
6 пікір